|
ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1990 году ни один из рок-альбомов в
Соединенных Штатах не вышел на первое место, что дало повод специа- листам
заговорить о конце эры рока. Музыкальная аудито- рия была к этому времени
тщательно классифицирована ру- ководителями радиопрограмм в соответствии с
демографи- ческими данными, и казалось маловероятным, что рок-фэны смогут
объединиться вокруг какого-нибудь одного диска в достаточно большом
количестве, чтобы вывести его на пер- вые места в чартах. Дегенерация рока в
выхолощенный и рафинированный мнимый бунт привела к тому, что его ме- сто
заняли такие жанры, как кантри и рэп, непосредственно обращавшиеся к
настроениям и заботам масс. И хотя в 1991 году на первое место вышли
несколько рок-альбомов, лишь Nevermind объединил аудиторию, которая до этого
никогда не была единой - десяти-двадцатилетних. Устав от набивших оскомину
ветеранов вроде GENESIS и Эрика Клэптона или искусственных созданий вроде
Полы Абдул и MILLI VANILLI, тинэйджеры нуждались в собствен- ной музыке.
Такой, которая бы выражала то, что они чувст- вуют. Они уже догадывались, что
ощущали себя беспо- мощными и безгласными. В 80-е годы многие музыканты
выражали недовольство политической и социальной несправедливостью,
однако большинство из них, такие как Дон Хенли, Брюс Спринг- стин и Стинг,
стали первым поколением в истории Америки, лишенным надежды на лучшую жизнь
в сравнении с жизнью своих родителей, поколением, первые сексуальные опыты
которого были омрачены угрозой СПИДа, а детство прошло в страхе перед
призраком ядерной войны. Они не чувствовали в себе сил, чтобы бороться
с враждебным окружением и вынести атмосферу сексуального и культурного
подавления, насаждаемого режимами Рейгана и Буша. Перед лицом всего этого они
являлись представителями старшего поколе- ния. И многие фэны видели в этом
протесте то, чем он в сущности и являлся, - лицемерную саморекламу.
Реакция же Курта Кобейна на трудные времена была самой что ни на есть
непосредственной и гораздо более искренней. Он кри- чал. Однако было бы
ошибкой видеть в Курте Кобейне вы- разителя чаяний поколения, каким был,
например. Боб Ди- лан. Курт Кобейн не дает никаких ответов и даже
практиче- ски не ставит вопросов. Он издает крик боли, упивается
не- гативным экстазом. И если таковы в наши дни проявления подросткового
духа, значит, ничего с этим не поделаешь. Возможно, в песнях НИРВАНЫ много
отчуждения и апатии, однако эти отчуждение и апатия относятся к
вещам, которые не так уж и много значат. С другой стороны,
группа достаточно эмоционально высказывалась о феминизме, ра- сизме,
цензуре, и особенно о гомофобии. И любые упреки в пассивности рассыпались в
прах под напором потрясающей энергии, исходящей от музыки НИРВАНЫ. Это была
дейст- вительно страстная музыка, лишенная всякого притворства. Погружение
в НИРВАНУ давало силу лишенному ее поко- лению.
|