|
ЧАСТЬ 2.-НИРВАНА В ПОЛНЫЙ РОСТ-
[Глава 6.]IN UTERO
«•Мы пытались писать песни в стиле новой волны, не- что
агрессивное, жуткое и экспериментальное... Это пока не более выходит за
определенные рамки, чем то, что было раньше, но это уже другое. На первый
взгляд звучит как панк-рок, но при этом мелодично или, по крайней мере, за-
поминается».
Курт Кобейн
В середине февраля 1993 года группа
отправилась в Миннесоту для записи своего нового альбома с продюсером
Стивом Альбини. Основные идеи большинства песен при- шли в голову Курту
еще предыдущим летом, когда они с Кортни жили на Сполдинг-авеню. Необходимо
было лишь придать им форму, что и было сделано на репетициях вместе с
Крисом и Дейвом. Курт хотел приступить к записи тем же летом, однако все
трое членов группы жили в разных городах, и им было трудно собираться
вместе. К тому же Кортни ждала ребенка. Курту всегда хотелось записываться у
Альбини, еще с тех времен, когда он впервые услышал BIG BLACK, чикаг-
ское трио, сочетавшее в своей музыке грязную гитарную текстуру, желчный
гнусавый вокал и непрерывную дробь ударного автомата, все вместе вызывавшее
видения урбани- стического неистовства и паранойи. Альбини был против
того, чтобы новый альбом звучал похоже на Nevermind, поскольку считал, что
это не естест- венное звучание группы, а результат работы продюсера и
звукорежиссеров. Запись происходила на Pachyderm Studios, где НИРВА-
НА зарегистрировалась как THE SIMON RITCHIE GROUP, и была закончена за
две недели. Группа поставила в известность как DGC, так и Gold Mountain,
что не желает никакого вмешательства в свою ра- боту, как это было с
Nevermind. Рабочие записи не показы- вались даже ответственному за репертуар
Гэри Гершу. Все были уверены, что у НИРВАНЫ теперь достаточно влияния
для того, чтобы ее продукция не была отвергнута руково- дством
фирмы. Они записывались «вживую», то есть бас, ударные и гитару вместе, и
оставляли практически все, что записали. Примерно в половине вещей Курт
наложил дополнительную гитару, потом добавил гитарные соло и вокал. По
утверждению самого Альбини, он - в большей сте- пени инженер, чем продюсер.
Поэтому он предоставил чле- нам группы самим решать, где хороший дубль, а
где плохой. Он был уверен, что Курт знает, что делает. Идея состояла в
том, чтобы сделать звук естественным. Ударные записывались без всяких
электронных «примочек» - просто по всей комнате были расставлены микрофоны,
чтобы улавливать естественную реверберацию помещения. Аналогичным
образом, вместо того чтобы электронно обра- батывать запись вокала, чтобы
звук получился как в хорошо резонирующем помещении, Альбини просто записывал
его в хорошо резонирующем помещении. In Utero является аналогом
акустического альбома, од- нако лишен обычно присущих таким альбомам
неестествен- ности и нарочитости, фактически теперь НИРВАНА делала то, о
чем давно мечтала. На этот раз Курт не имел ничего против того, чтобы
напечатать слова песен, признавая, что на слух их бывает довольно трудно
разобрать из-за его невнятного произноше- ния, к тому же часто имитирующего
английский акцент. «Мне они действительно нравятся, - говорил он о словах
своих песен, - меня в них ничего не смущает, поэтому те- перь я могу их
напечатать. Это гораздо лучше, чем читать отчеты, в которых эти идиоты будут
неправильно цитиро- вать мои песни». На этом альбоме лирика Курта не так
импрессиони- стична, как обычно, однако ее нельзя назвать и буквальной,
как, например, в «Sliver» или «Polly». Через все песни крас- нон нитью
проходит медицинская тема, начало которой бы- ло положено в «Drain You».
Практически каждая песня со- держит образы недомогания или болезни: Курт
упоминает солнечный ожог, прыщи, рак, открытые язвы, усиливаю- щиеся
боли, похмелье, анемию, бессонницу, запор, несваре- ние желудка.
По-видимому, ему самому это казалось забав- ным. «До меня как всегда все
доходит в последнюю очередь, - со смехом объяснял он, - так же, как с
оружием на про- шлом диске. Я вовсе не собирался делать этот альбом кон-
цептуальным». Музыка на новом альбоме отражает мощные противо-
речивые силы в жизни Курта: ярость, отчаяние и страх, вы- званные той
ситуацией, в которую попали они с Кортни, и не менее сильные чувства любви и
оптимизма, внушаемые ему женой и ребенком. Вот почему
маниакально- депрессивный характер его музыки, наметившийся в
Nev- erinind, получил здесь новое развитие. Псевдобитловская «Dumb»
спокойно сосуществует с проникнутой неистовст- вом панковских граффити «Milk
It», a «All Apologies» нахо- дится неизмеримо далеко от апоплектической
«Scentless Ap- prentice». Все выглядит так, словно Курт отказался от попы-
ток соединить свои панковские и поп-инстинкты в одно гар- моничное
целое. В случае с In Utero у Курта было немного больше вре- мени для
работы над словами песен, чем при создании Bleach и Nevermind. He
удивительно поэтому, что они носят более продуманный и законченный характер.
Сам Курт от- рицал то, что они носят личностный характер, возможно, для
того, чтобы побудить к поиску иных интерпретаций. Однако даже Дейв
признавал, что в основе текстов песен лежат глу- боко личные
переживания. «Они производят жуткое впечатление, - объяснял он. - В них
много энергии, но в то же время возникает ощущение, будто Курта приперли к
стене, и он пытается с помощью крика найти выход из этого положения. Многое
из того, о чем он говорит, связано с тем дерьмом, через которое он
должен был пройти. Это уже не отчаяние подростка. Это совсем другой
коленкор - отчаяние рок-звезды». Песня «Rape Me» была сочинена под
акустическую ги- тару во время микширования Nevermind. Хотя она была на-
писана совсем по другому поводу, эта вещь приобрела но- вый смысл после
того, что пришлось испытать Курту и Кортни. Кажется, она обращена ко всем
журналистам, кото- рые им досаждали, ко всем фэнам, которые атаковали Курта
буквально везде, лишь бы получить автограф, ко всем тем, кто хотел
выжать все, что можно, из Курта и группы, забы- вая, что они тоже
люди. Эта песня является, наверное, предельным выражением покорности
судьбе со стороны человека, на которого обру- шилось так много ударов, что
он уже перестал их ощущать. «Изнасилуй меня, мой друг», - это приглашение
публике, которая не понимает, что своим обожанием причиняет боль объекту
этого обожания. «Я - не единственный!» - кричит Курт, имея в виду Кортни и
Фрэнсис. Гитарная цитата из «Smells Like Teen Spirit» в начале песни не
случайна. Точно так же, как припев в «In Bloom», она содержит в себе иро-
нию - ведь все началось именно с «Teen Spirit».
Мой любимый
внутренний источник, Я поцелую твои открытые раны, Я оценю твою заботу,
Ты будешь вечно вонять и гореть.
Эти строчки откровенно обращены к
менеджеру одной сиэтлской группы, которого Кобейны подозревали в переда-
че информации Линн Хиршберг, ссылавшейся на аноним- ный «внутренний
источник». Они даже послали этому ме- неджеру рождественскую открытку с
надписью: «Нашему любимому внутреннему источнику». По поводу «Milk It»
Курт говорил, что это хороший пример того направления, в котором двигалась
группа за шесть месяцев до начала записи. «Мы пытались писать пес- ни в
стиле «новой волны», - объяснял он, - нечто агрессив- ное, жуткое и
экспериментальное... Это пока не более выхо- дит за определенные рамки, чем
то, что было раньше, но это уже другое. На первый взгляд звучит как
панк-рок, но при этом мелодично или, по крайней мере, запоминается». В
этой песне присутствует еще одна метафора взаимо- зависимого существования,
на этот раз выраженная жутко- ватым образом: «У меня есть свои домашний
вирус, - поет Курт, и его голос дрожит от ужаса. - Ее молоко - это мое
дерьмо, мое дерьмо - это ее молоко». Песня взрывается припевом,
одновременно бессмысленным и мрачным, кото- рый сопровождается приступами
истерической ярости. «Scentless Apprentice» инспирирована книгой Патрика
Зюскинда «Парфюмер», рассказывающей о маньяке- парфюмере, лишенном
запаха, но при этом обладающем фе- номенальным обонянием, что отчуждает его
от окружающих людей. Судя по всему, этот персонаж был близок Курту. «Так
было несколько лет назад, - рассказывал он. - Я чувст- вовал себя очень
похожим на того парня. Я хотел быть как можно дальше от людей - мне внушал
отвращение их запах. Запах людей». По поводу «Heart-Shaped Box» Курт
говорил: «Каждый раз, когда я вижу по телевизору больных раком детей, я про-
сто схожу с ума. Это бьет мне по нервам гораздо сильнее, чем все
остальное, что я там вижу». Курт начал писать эту песню на Сполдинг-авеню,
где в гостиной у Кортни была выставлена целая коллекция шкатулок в форме
сердца. Кур- ту тоже всегда нравились такие шкатулки, однако он на-
стаивал, что они имеют мало касательства к песне. «Большинство строчек в
этой песне набраны из разных стихотворений, - объяснял он. - Мне казалось,
что они соз- дают хорошую картину, каждая строчка. Но основная тема
песни - это больные раком дети». Некоторое время он не вспоминал о песне,
потом снова занялся ей уже на Голливудских Холмах. Группа пробовала
играть ее несколько раз, но ничего не получалось. Курт ждал, что Крис и
Дг'' '. внесут в песню что-либо свое, однако те, кажется, пола!.. ..и;ь во
всем на него. Наконец, когда Курт решил дать песне последний шанс, она
неожиданно получилась у него сама собой. Несмотря на эмоцио;: ..оа
описание Курта эта песня, кажется, вовсе не о больных раком детях. Она о
Кортни. «Питающиеся мясом орхидеи пока еще никого не прощают» и «Я хотел
бы съесть твою раковую опухоль, когда ты злишься», по-видимому, указывают на
своенравный харак- тер его супруги, в то время как строчки «Сбрось аркан
своей пуповины, чтобы я мог забраться назад» и «Целые недели ты держала
меня в своей шкатулке в форме сердца» отражают ужасающую зависимость Курта.
Однако исполненный сар- казма припев указывает на неминуемое освобождение:
«Эй, подожди, у меня еще одна жалоба, - поет Курт. - Я в вечном долгу
перед твоим бесценным советом». «Serve The Servants» - типичный пример
соединения в одной песне различных тем. Одна из них - это последствия
«нирвапггмании», о которых говорится в первых строчках:
«Я сполна
рассчитался с тревогами подростка, теперь я ус- талый и
старый».
«Именно так я теперь себя и ощущаю, - объяснял Курт. - Не то
чтобы совсем так, но я, во всяком случае, могу делать саркастические
замечания по поводу феномена НИР- ВАНЫ». «Самозванные судьи судят строже,
чем понимают» - эти слова относятся к тем, кто критиковал Курта и его груп-
пу, не зная, что значит быть в их положении. «Охота на Кортни» также
отражена в этой песне. «Если она плывет, значит, она не ведьма» - эта
строчка указывает на использо- вавшееся раньше испытание: на подозреваемую в
ведовстве навешивали камни и бросали в колодец. Если она тонула, значит,
не была ведьмой. В «Serve The Servants» также содержится весьма откро-
венное и личное послание к Дону Кобейну:
Я делал все, чтобы у меня
был отец, но вместо этого у меня был папаня. Я просто хочу, чтобы ты
знал, я больше не ненавижу тебя. Мне больше нечего сказать из того, о
чем бы я не думал раньше.
«Я просто хотел, чтобы он знал, что я больше
ничего против него не имею, - объяснял Курт. - Но я не хочу с ним
говорить, потому что у нас с ним нет ничего общего. Это наверняка его
сильно обидит, но так оно все и есть». «Легендарный развод - это такая
скука», - добавляет он в конце припева. Здесь Курт имеет в виду, что ему
надоело постоянное обсасывание идеи, будто развод родителей ока- зал
травмирующее влияние на его последующую жизнь. «В этом нет ничего
удивительного или нового, это само собой разумеется, - говорил он. - Я -
продукт испорченной Аме- рики. Но я представляю, насколько хуже была бы моя
жизнь, если бы я рос во времена депрессии или чего-либо в этом роде.
Существуют гораздо более плохие вещи, чем раз- вод». / Тенденция давать
своим песням длинные названия яв- лялась для Курта своего рода реакцией на
обычную для так называемых «альтернативных» групп практику давать своим
песням и альбомам названия, состоящие из одного слова. Отсюда столь
длинное название, как «Frances Fanner Will Have Her Revenge On Seattle». Эта
песня была написана в честь мученицы, которую чета Кобейнов почитала как
свою заступницу. Особую остроту песне придавало то, что многие из
преследователей Фрэнсис Фармер проживают в Сиэтле по сей день.
Она
дает ложное свидетельство, Но мы надеемся, ты все еще с нами, Чтобы
посмотреть, выплывут они или утонут.
Первые две строчки - это ясное для
фэнов указание на статью Линн Хиршберг, в то время как третья строчка по-
вторяет образ испытания ведьм из «Serve The Servants». Песня завершается
очень близкой сердцу Курта нотой - иде- ей мести:
Она вернется, как
огонь, Чтобы сжечь всех лжецов
И укрыть землю одеялом из
пепла. «Мне кажется, таким образом я дал веем понять, что бюрократия есть
везде, и такое может случиться с каждым, и это большое зло, - объяснял Курт.
- Судьи и руководители штата участвовали в заговоре, чтобы поместить ее в
псих- больницу и сделать ей лоботомию, и ее насиловали группой каждую
ночь, и она должна была есть собственное дерьмо, и ее объявили коммунисткой,
потому что, когда ей было че- тырнадцать лет, она написала стихотворение,
которое назы- валось «Бог мертв». Хотя судьба Фрэнсис Фармер гораздо
тяжелее, чем ис- тория Курта и Кортни, они имеют много общего. Описанию
непривычного для себя состояния счастья Курт посвятил целую песню под
названием «Dumb». Набро- ски этой вещи в стиле THE BEATLES он сделал еще
летом 1990 года, незадолго до заключения контракта с Geffen Rec- ords, и
той же осенью представил ее на радиостанции KAOS в Олимпии. «Думаю, я -
глупый, или, может быть, просто счастливый», - поет Курт. «Здесь я решил
использовать те- му смятения», - объяснял он, давая понять, что счастье и
смятение, по его мнению, не так уж далеко отстоят друг от друга. Хотя
сама песня была написана задолго до этого, сле- дующие строчки служат
хорошим описанием месяцев, про- веденных Куртом и Кортни на героине: Мое
сердце разбито, ноу меня есть немного клея. Помоги мне вдохнуть и починить
его. Мы взлетим к облакам и там отдохнем, А потом мы опустимся вниз, и
начнется отходняк. Люди с хорошим слухом наверняка заметят, что гармо-
ния песни напоминает «Polly». «Pennyroyal Tea» была написана осенью 1990
года, ко- гда уже стало ясно, что НИРВАНА подпишет контракт с Geffen
Records. «Мы с Дейвом от нечего делать писали все подряд на обычный
четырехдорожечник, и я придумал эту песню за полминуты, - вспоминал Курт. -
Потом я сел и за полчаса написал к ней слова, и мы записали ее». Мята
болотная, вынесенная в название этой песни, яв- ляется лекарственным
растением, которое среди прочих других обладает абортивными свойствами, но
только в ток- сических дозах. «Мне казалось, это классный образ, - рас-
сказывал Курт. - Я знал девушек, которые пили эту траву, потому что
думали, что беременны. Это тема очищения: я пытаюсь изгнать из себя всех
своих злых духов с помощью мятного чая. Его нужно выпить очень много, и, я
слышал, он действует не очень хорошо. Я никогда не мог найти трав,
которые бы мне помогли. Женьшень и все такое прочее - это просто набор
левой фашистской пропаганды, которой занимаются хиппи». «Very Аре» имела
рабочее название «Perky New Wave Number». «Я на самом деле понятия не имею, о
чем эта пес- ня, — говорил Курт. - Это своего рода атака на мужчин и
ущербных личностей вроде мачо». Выражение «король не- грамотности»,
видимо, относится к самому Курту, которого Кортни часто упрекала за то, что
он мало читает. «Tourette's» вообще не имеет отношения ни к чему. «Это
просто набор звуков, - объяснял Курт. - Я не произно- сил никаких фраз и
никаких слов, я просто кричал». Перво- начально на вкладке здесь были
указаны слова: «Fuck Shit Piss». Однако название песни напрямую связано с
пережива- ниями Курта по поводу того негативного имиджа, который он
приобрел благодаря прессе. «Всю свою жизнь я плохо относился к людям, и для
ме- ня нет ничего хорошего в том, чтобы из-за всего этого стать еще
более обозленным, - говорил он. - Я не знаю, как мне противостоять этому.
Едва я начал становиться лучше и ут- вердил себя в качестве музыканта и
автора песен, как вдруг меня сделали козлом отпущения, и я вынужден
выглядеть еще большей задницей. Для меня существует серьезная уг- роза
превратиться в уличного сумасшедшего. В восьмидеся- тилетнего парня,
страдающего синдромом Туретта, который проклинает весь мир». (Синдром
Туретта - заболевание нервной системы, про- являющееся в многочисленных
тиках, охватывающих раз- личные группы мышц, в том числе и мышцы речевого
аппа- рата, что иногда сопровождается непроизвольным произне- сением
слов, несущих негативную эмоциональную нагрузку - ругательств, проклятий и
т.д. - прим. пер.) В названии «Radio Friendly Unit Shifter» содержится яв-
ная отсылка к Nevermind. «Одеяло с прыщами сигаретных ожогов» - это
сцена из жизни на Сполдинг-авеню, а строки:
Используй только раз и
уничтожь, Вторжение нашего пиратства...
являются еще одним указанием
на беспокойство, причиняе- мое переменчивой публикой и враждебной прессой.
Впро- чем, даже сам Курт признавал, что эта песня слишком похо- жа на
листовку. Вне всякого сомнения, носящие характер исповеди сло- ва песни
«All Apologies» имеют для Курта глубоко личный смысл. Эту песню на фестивале
в Рединге в 1992 году он посвятил фрэнсис и Кортни. «Мне хотелось бы думать,
что эта песня для них, - объяснял он, - однако ее слова напря- мую не
связаны с нами. Я написал ее для них, но сами слова этого не выражают.
Выражает чувство, а не слова». Этим чувством, по мысли Курта, является
счастье. И когда после второго припева он поет: «Yeah, yeah, yeah, yeah»,
трудно не почувствовать то же самое. Первоначально альбом планировалось
назвать «I Hate Myself And I Want To Die». Co времени австралийского тура
эта фраза стала стандартным ответом Курта на вопрос: «Как дела?».
Наверное, это была шутка. Однако весь зловещий смысл этой фразы («Я ненавижу
себя и хочу умереть») стал ясен через год. Название было отвергнуто, потому
что, как проницательно заметил Крис, «ребята будут совершать са-
моубийства, и нас привлекут к суду». Затем альбом хотели назвать «Verse
Chorus Verse» - саркастический намек на стандартную для поп-песен схему,
которая, по словам Курта, ему очень надоела. Однако к кон- цу мая в
качестве названия было выбрано In Utero, каковое выражение Курт обнаружил в
одном из стихотворений Кортни и решил, что оно как нельзя лучше подходит для
их альбома. Едва только альбом был закончен, группа направила еще
сырую запись президенту Geffen Records Эду Розенбла- ту, а также Гэри Гершу и
в Gold Mountain. Но произошло неожиданное - руководству запись не
понравилась. Сначала Курт, столкнувшись со столь единодушным неодобрением
всех тех, от кого напрямую зависела карьера НИРВАНЫ, решил переделать альбом
заново, тем более что времени еще оставалось достаточно и стоил он не
дорого. Однако друзьям группы альбом понравился, поэтому решено было его
доработать с продюсером Скотом Литтом. В начале мая Литт и группа
встретились на Bad Animals Stu- dios в Сиэтле и сделали ремикс двух песен,
добавив акусти- ческую гитару и ленноновскую гармонию в «Heart-Shaped
Box». Большая часть альбома осталась без изменения, одна- ко бас сделали
более четким, а вокал - громче. В середине мая был закончен видеоклип
«Sliver», кото- рый снимал все тот же Кевин Керслейк. Для этого клипа
Курт извлек из хранилища свою собиравшуюся несколько лет коллекцию кукол
и безделушек и оформил ими свои га- раж, так что он стал выглядеть очень
похоже на его кварти- ру в Олимпии. Во время исполнения Фрэнсис сидела на
сту- ле рядом с Куртом. Позже он прорезал дырки для рук в большом листе
картона, поставил перед ним Фрэнсис, а сам просунул в дырки руки и держал
ее, так что казалось, будто она не только стоит, но и танцует. In Utero
появился в сентябре 1993 года и несмотря на все опасения был хорошо встречен
критикой и быстро вы- шел на первые места в чартах. |