|
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ребята, которые росли в Америке в 80-е годы, слышали
ото всех, что эпоха рока кончилась, что настоящие звезды и настоящая
музыка остались в прошлом, и что их поезд уже ушел. Подобное высокомерие
лишь усиливало их разочаро- вание. Молодежная культура этой эпохи предстает
вялой и апатичной, лишенной какой бы то ни было политической
направленности. Для этих лишенных надежд ребят с НИРВАНОЙ было
связано время, когда их социальная группа имела собствен- ные законы,
собственных лидеров и собственные идеи. НИРВАНА сделала свободными тысячи
Абердинов по всей Америке. Она побуждала молодежь голосовать, протестова-
ла против принятия закона об «эротической музыке», позво- ляющего
властям запретить любой диск под предлогом его «эротичности», где только
можно участвовала в благотвори- тельных акциях. Она побуждала ребят бороться
за собствен- ное будущее. Та искренность, с которой НИРВАНА делала это,
резко отличала ее от других подобных групп, и на этот призыв откликнулись
миллионы. Эта способность мобилизовать поколение не в послед- нюю очередь
была связана с популярностью самого Курта Кобейна, которая основывалась
главным образом на его личном обаянии. Несмотря на свое хрупкое телосложение
он был весьма заметной фигурой: белокурый, с грустными гла- зами и лицом
ангела, которое лучилось силой и эмоциональ- ностью. У него был странный
взгляд, своей отчужденностью как бы говоривший, что мы никогда не узнаем до
конца, что делается у него внутри. Это был ангел с душой демона, и такое
сочетание было неотразимым. Когда он ударял по тпунам своей гитары, он тем
самым бил по нервам миллио- нов своих слушателей, а потом они торопились
домой, что- бы читать скандальные сообщения о наркотиках, пьянстве,
депрессии и тому подобном. Причины привлекательности рок-звезд различны.
Та личная симпатия, которую испытывали к Курту Кобейну миллионы молодых
людей, не в последнюю очередь была связана с его направленными против
истэблишмента взгля- дами. Он вращался в мире многомиллионного музыкального
бизнеса, но он был всегда рядом с ними - такой же одино- кий, такой же
озлобленный, исполненный той же энергии и даже одетый в такую же рубашку.
Когда он уходил в нарко- тический загул и не появлялся на публике, его
привлека- тельность только возрастала. Вряд ли кто-то станет отрицать
ценность музыкального наследия Курта Кобейна и НИРВАНЫ. Он и его группа про-
извели настоящую революцию в мире музыкального бизне- са. Они доказали,
что покупающая диски публика отнюдь не консервативна и способна к восприятию
нового. Конечно, НИРВАНА не изменила людей, однако она способствовала
изменениям, и это самое большее, на что может претендо- вать любая
рок-группа. Они облекли в музыкальную форму недовольство, кипевшее внутри, и
тем самым позволили ему вырваться наружу. Печально, что в конце группа
практиче- ски утратила контакт с аудиторией, сделавшись пленницей
собственного успеха. По-видимому, единственной возможностью бунта после
того, как он завоевал американский рынок, оставалось для Курта бросить
все. Преждевременная смерть как бы запе- чатлевает людей во времени. Курта
Кобейна всегда будут помнить как блестящего музыканта и автора песен,
который соединил андеграунд с мейнстримом рока и оставил после себя
ставшие классикой песни. Все остальное - наркотики, пьянки, вандализм и
война с прессой - не более чем сопут- ствующие обстоятельства. Курт стал
первым рок-музыкантом звездного уровня, который лишил себя жизни по
собственной воле. В новостях сиэтлского радио, сообщивших о произошедшей
трагедии, он был назван «одной из последних жертв рок-н-ролла». Но
рок-н-ролл сам по себе никого не убивает. Самоубийство всегда является
личным выбором человека независимо от степени его одаренности, известности и
богатства. Каждое поколение имеет право на своих героев, и Курт Кобейн
является одним из них. Быть живой легендой не так- то просто, и им самим
редко удается к этому приспособить- ся. Если бы Курт Кобейн родился на
десять лет позже в од- ном из тысяч Абердинов, разбросанных по всему миру, и
был зачарован музыкой НИРВАНЫ, самой страшной траге- дией для него стало
бы то, что он уже никогда не услышит ее нового
диска. |