|
ЧАСТЬ 1.-НАЧАЛО-
[Глава 3.]НИРВАНА
<Я наконец послушал твою запись. Это совсем
неплохо. Думаю, мы должны создать группу>. Крис Новоселий Курту
Кобейну
Крис Энтони Новоселий родился 16 мая 1965 года в Комптоне,
штат Калифорния. Его родители, Крис и Мария, эмигрировав из Хорватии в 1963
году, обосновались в кали- форнийском городке под названием Гарден, где отец
Криса получил работу водителя грузовика. Семья сменила не- сколько
квартир, переезжая с места на место вместе с Кри- сом и его младшим братом
Робертом, но вскоре родителям удалось приобрести небольшой домик, а потом
домик полу- чше, где в 1973 году родилась сестра Криса Дайэна. Подобно
Курту, в детстве Крис был склонен к ванда- лизму. Вместе с Робертом они
забрасывали проезжающие машины камнями и яйцами, за что были нещадно биты
сво- им отцом, не знавшим иных форм воспитания, кроме порки. Впрочем, Крис
не держал на него за это зла. <Мы боялись его, - рассказывал он.-Но я не
могу ска- зать, что отец с нами плохо обращался. Просто так он нас не бил
- только за дело. Такая у него была реакция на наше плохое
поведение>. Семья Новоселичей перебралась в Абердин в 1979 году, когда
Крису было четырнадцать лет. Причиной переезда по- служило то, что жизнь в
Южной Калифорнии сильно вздо- рожала, в то время как в Абердине можно было
приобрести неплохой домик за сравнительно небольшие деньги. К тому же в
этом районе проживало много других хорватских се- мей. Отец Криса устроился
работать машинистом на дерево- обрабатывающее предприятие. После солнечной
Калифорнии, где люди были привет- ливы и терпимы, Абердин показался Крису
мрачным и гряз- ным, а его жители озлобленными и упертыми. К тому же Крис
сильно комплексовал из-за своего высокого роста (к моменту окончания школы в
нем было около двух метров). Родители надеялись, что он станет
баскетболистом, однако Крис был очень неуклюж. <Я был страшно неловким,
- вспоминал Крис. - Когда мы приехали в Абердин, я просто впал в депрессию. Я
не мог ни с кем общаться. Каждый день после школы я шел домой и спал весь
вечер или слушал музыку. Я не мог об- щаться с тамошними ребятами. Они были
настоящим дерь- мом. И они плохо обращались со мной, а я не мог
понять почему. Наверное, они просто не были клевыми>. Возможно, одной
из причин плохого отношения к Кри- су были его музыкальные вкусы. Ему
нравились такие груп- пы, как LED ZEPPELIN, DEVO, BLACK SABBATH,
AERO- SMITH, а его сверстники слушали <Top Forty>, потому что это
была единственная музыкальная программа, трансли- руемая местной
радиостанцией. Впрочем, Крису повезло в том, что его дом стоял на самом
высоком холме в Абердине, поэтому он мог слушать самые лучшие рок-станции из
Си- этла. В июне 1980 года родители Криса настолько обеспо- коились его
депрессией, что отослали его на время к родст- венникам в Хорватию. Там ему
очень понравилось: у него сразу появилась куча друзей, и дела в школе пошли
значи- тельно лучше. Там же он познакомился с панк-роком и от- крыл для
себя SEX PISTOLS, RAMONES и даже местные, югославские панк-группы. Впрочем,
через год родители за- брали Криса назад, в Соединенные Штаты. От
безысходности Крис начал курить <траву> и крепко пить. <Я сделался
совсем диким, - рассказывал он. - Я все- гда любил выпить. Когда я пью, то не
могу остановиться. Мне нравится пить, потому что тогда ты попадаешь в
стран- ный мир, похожий на комиксы. Ты перестаешь отчетливо видеть, и
тогда имеет смысл все или ничего. Это настоящее безумие. Это иная реальность
и мир иного сознания>. Благо- даря своим диким выходкам на вечеринках Крис
сделался заметной фигурой в городе. Он тусовался с какими-то людьми,
однако друзьями их можно было назвать с большой натяжкой. В конце
концов он нашел себе место официанта в городской забегаловке и с головой
ушел в работу. К последнему классу школы у него уже была машина,
стереосистема и гитара. Он стал брать уроки игры на гитаре у того же самого
Уоррена Мейсона, который учил Курта. Затем он познакомился с Ваззом
Осборном, который подсадил его на настоящий панк-рок в духе VIBRATORS, SEX
PISTOLS, FLIPPER, BLACK FLAG, CIRCLE JERKS. <Это был просто блеск,
настоящий панк-рок, - вспоминал Крис. - Я сразу же отрекся от всего этого
глупого металла - Оззи Осборн, JUDAS PRIEST, DEF LEPPARD - все казалось
теперь дерьмом, которое я больше не мог слушать>. Как и у Курта, у
Криса оказалась замедленная реакция на панк-рок. <Он захватил меня не
сразу, поскольку музыка была очень живой, - рассказывал Крис. - Прошло около
недели, прежде чем он окончательно завладел мной. Я слушал Ge- neric
группы FLIPPER, и этот диск сразил меня. Это было похоже на настоящее
Искусство, настолько было значитель- но. Люди поклоняются Led Zeppelin IY или
<Белому Аль- бому>, а для меня именно тот альбом стал тем же
самым. Это перевернуло всю мою жизнь>. Крис закончил школу в 1983 году.
Через некоторое время его родители разошлись, а еще через некоторое
время он познакомился с Шелли, которая стала его постоянной подругой. Он
участвовал в качестве бас-гитариста в не- скольких проектах MELVINS, а его
сценическим именем бы- ло Фил Эйшо. С момента их первой встречи на тусовке
у MELVINS Курт, видимо, интуитивно понял, что Крис - это тот
самый человек, который ему нужен. Однако Новоселич долгое время не
проявлял интереса к проектам Курта. Наконец, ко- гда была готова запись FECAL
MATTER, Курт дал ее послу- шать Крису. Ответа не было чуть ли не целый год,
но затем при встрече Крис неожиданно сказал: <Я наконец послушал твою
запись. Это совсем неплохо. Думаю, мы должны соз- дать
группу>. Поскольку самой первой задачей у вновь созданной группы было
заработать, Крис и Курт решили исполнять песни из репертуара CREEDENCE
CLEARWATER REVIVAL, рассчитывая, что кантри-рок будет пользоваться спросом
в сельском Абердине. Назвали группу довольно точно - SELLOUTS. Курт играл
на ударных, Крис на гитаре, а некто по имени Стив Ньюмен - на бас-гитаре. Они
репетировали в доме Криса и Шелли, однако состоялись всего пять или шесть
репетиций, а закончилось все грандиозной дракой между Куртом и
Стивом. Зимой 1987 года Крис и Курт нашли нового ударника. Им стал Аарон
Буркхард. <Это очень веселый, жизнерадост- ный человек, - отзывался о нем
Курт. - Он шумный, но не настолько противный) чтобы его возненавидеть>.
Аарон Буркхард обладал замечательным свойством притягивать к себе самые
разные несчастья. Как-то раз он с приятелем ехал на машине, и тот въехал
прямо в витрину магазина, причи- нив ущерб на пятнадцать тысяч долларов. В
другой раз лицо Буркхарда появилось на страницах абердинской
<Daily World>, когда еще одна машина, в которой он
находился, вылетела на встречную полосу, перевернулась и загорелась, в
результате чего погиб водитель. У Буркхарда были свои недостатки, однако он
оказался единственным из известных Курту и Крису людей в Абер- дине,
который играл на ударных. В это время у него была постоянная работа, однако
денег на настоящую установку не хватало, поэтому ее пришлось собирать из
нескольких бара- банов, которые нашлись у Буркхарда, и деталей старой
уста- новки Дейла Кровера. За неимением лучшего места репетиции
проводились в домике Курта. Для начала они разучили все вещи FECAL MATTER,
а затем стали писать новый материал. Сначала Курт пел с английским акцентом,
поскольку именно такой акцент казался ему наиболее подходящим для
панк-рока. В это время Крис переживал увлечение музыкой шес- тидесятых.
Ему особенно нравился неизвестно где откопан- ный диск голландской группы
SHOCKFNG BLUE, известной главным образом своим хитом <Venus>. Курту не
особенно нравились голландцы, однако ради Криса он согласился сде- лать
версию одной из их вещей под названием <Love Buzz>. При этом он решил
обойтись лишь одним куплетом просто потому, что ему было лень разбирать все
остальное. Вскоре начались сложности с Буркхардом, которому больше
нравилось играть традиционный металл, чем <пан- ковское дерьмо>. Его
приходилось буквально силой затаски- вать на репетиции. Впрочем, поначалу
даже Крису было н^ по себе от бешенного энтузиазма Курта, и время от
времени он тоже пропускал репетиции. Возможно, причина этого была в том,
что мать Криса, сильная женщина, начавшая по- сле развода собственное дело,
не очень жаловала Курта и часто намекала сыну, что ему стоит поискать более
пра- вильных друзей. Буркхард вспоминает, что рваные джинсы и богемные
замашки Курта резко выделяли его из сверстни- ков: <Он так себя вел, будто
ему было на все наорать. Ему было все равно, что о нем думают>. В конце
концов Курту удалось заразить своим рвением Криса, и они принялись упорно
репетировать, надеясь вско- ре где-нибудь выступить. Такой случай
представился, когда они получили приглашение поиграть на разогреве у
каких-то металлистов на домашней вечеринке в Реймонде, еще
более изолированном городке, чем Абердин. После их совершенно сумасшедшего
первого выступления на публике, во время которого Крис несколько раз прыгал в
окно и обратно, а Курт исполнял соло, стоя на столе, народ был
настолько ошеломлен, что только это и спасло новых панк-рокеров
от побоев. Вскоре состоялось их первое выступление в большом зале в
Олимпии, где они должны были закрывать вечер. И хотя к этому моменту в зале
осталось не более десятка чело- век, начало оказалось вполне успешным, судя
по беспоряд- ку, произведенному в зале. Между тем у группы до сих пор не
было названия, и Курт предложил SKID ROW. Это выражение, ведущее
свое происхождение из Сиэтла, означает что-то вроде <трущобы> или
<бомжатника>. В апреле 1987 года группа выступила под этим названием в
Олимпии, на радиошоу, проводив- шимся местной независимой радиостанцией KAOS,
с ди- джеем которой Курт был знаком еще со времен тусовки с MELVINS.
Запись их выступления стала первой демонстра- ционной лентой группы. Они
исполнили замечательно отра- ботанные версии <Love Buzz>, <Floyd The
Barber>) <Dow- ner>, <Mexican Seafood>, <Spank Thru>,
<Hairspray Queen> и еще несколько вещей, названий которых потом не
мог вспомнить даже Курт. Буркхард наработал к этому времени мощный удар
в духе Джона Бонэма (интересно, что фанат Бонэма станет, в конце концов,
лучшим ударником группы), а голос Курта приобрел несколько звучаний - от
безысходного дет-метал- лического воя до придушенных кошачьих воплей.
Впрочем, все это очень мало напоминало то, как его голос будет зву- чать
впоследствии. Потом группа последовательно сменила целый ряд имен, среди
которых были такие, как TED ED FRED, BLISS, THROAT OYSTER, PEN CAP CHEW и
WINDOWPANE, однако остановились все-таки на NIRVANA. <Я искал название,
ко- торое было бы красивым или приятным, а не злым и грубым панк-роковским
изобретением вроде ANGRY SAMOANS>, - объяснял потом Курт. Между тем
Курт задолжал арендную плату за несколь- ко месяцев и был под угрозой
выселения. Тогда его подруж- ка Трейси предложила ему переехать к ней.
Бегство из Абердина в такой культурный центр, как Олимпия, было весьма по
душе Курту. Вскоре маленькая квартирка Трейси приобрела доволь- но
причудливый вид: стены были увешаны рисунками Кур- та, вырезками из газет и
препарированными сюжетами рели- гиозного содержания. Повсюду ощущалось
присутствие по- следнего и самого любимого приобретения Курта -
пласт- массовой обезьянки Чим-Чим. Однако в доме были и на- стоящие
животные - три кошки, два кролика, несколько крыс и, конечно, компания
черепах. В результате вонь стоя- ла почти как в абердинской хибаре. В то
лето в течение месяца там жили также и Крис с Шелли, чтобы избежать
утомительных поездок на работу и обратно. Шелли и Трейси работали в ночную
смену в кафе- терии в Олимпии, а Крис - промышленным художником
в близлежащем городке Такома. Курт же обычно ночью спал, а днем слонялся
по дому. На выходные Крис и Шелли уез- жали к себе в Хоквиам. Вся четверка
проводила много времени вместе, посещая различные вечеринки или просто
оставаясь дома, чтобы по- смотреть телевизор или потриповать. <Мы
потребляли не ту <кислоту>, что принимали THE BEATLES, - вспоминал
Крис. - У нас была грязная <кислота>, в ней было много
<винта>... Мы просто безумствовали и бесились всю ночь>. Дела в
группе шли, однако, не так хорошо, как хотелось бы Курту. Устав от постоянной
возни с Буркхардом, Крис и Курт решили попробовать поиграть с Дейлом
Кровером. Порепетировав три недели, они пришли на студию Recipro- cal в
Сиэтле и записали в январе 1988 года демо-ленту. <После того как запись
была готова, - рассказывал Курт, - мы поняли, что это действительно хорошая
музыка и что в ней есть нечто особенное, так что мы стали относиться
к нашим музыкальным делам гораздо серьезнее>. Хозяин студии Reciprocal
Recording Джек Эндино уже снискал к этому времени славу крестного отца
сиэтлекого андеграунда. Записывая местные панк-группы за очень не- большие
деньги, он способствовал тем самым выходу в свет дисков наиболее талантливых
из них на местной фирме зву- козаписи Sub Pop. НИРВАНА записала десять
вещей за шесть часов. Все писалось в основном <вживую> за один или два
раза. Весь вокал Курта был записан с первого раза. С этой ленты <Floyd
The Barber>, <Paper Cuts>, и <Downer> вошли позднее в альбом
Bleach. Версия <Spank Thru> была затем переписа- на с Чедом Ченнингом
на ударных и выпущена на сборнике Sub Pop 200. Еще четыре вещи -
<Beeswax>, <Mexican Sea- food>, <Hairspray Queen> и
<Aero Zeppelin> почзились на альбоме Incesticide. Оставшиеся две -
<If You Must> и <Pen Cup Chew> так никогда и не были
изданы. Запись понравилась не только самим участникам груп- пы, но и Джеку
Эндино. Этим же вечером он сделал микс для себя и дал ленту Джонатану
Поуниману, одному из сов- ладельцев фирмы Sub Pop. Лента произвела на него
сильное впечатление. <Я был просто сражен голосом этого парня>,
- вспоминал он позднее. В начале 1988 года музыкальная жизнь в Сиэтле
пере- живала период изменений. Такие известные до тех пор группы, как THE
MELVINS, GREEN RIVER и FEAST, либо на- ходились не у дел, либо уже распались.
Им на смену шли группы вроде TAD, MUDHONEY, MOTHER LOVE BONE. Вме- сте с
ними начался поъем фирмы Sub Pop. Sub Pop началась как музыкальный журнал,
издавав- шийся Брюсом Пэвиттом. Вскоре Пэвитт организовал вы- пуск
сборников, популяризировавших местную музыку, пер- вым из которых стал Sub
Pop 100. В 1987 году он выпустил диск под названием Dry As A Bone сиэтлекой
группы GREEN RIVER, вскоре распавшейся на MUDHONEY и PEARL JAM. Здесь
впервые была предпринята попытка соединения металла и панк-рока. Первой
совместной работой Брюса Пэ- витта и Джонатана Поунимана, бывшего ди-джея и
органи- затора рок-концертов в Сиэтле, стал выпуск в 1988 году аль- бома
группы SOUNDGARDEN, который назывался Screaming Life. Оба, и Пэвитт, и
Поуниман, обладали хорошим музы- кальным вкусом и коммерческим чутьем.
Тщательно изучив причины успехов и неудач других независимых фирм,
они достаточно быстро смогли привлечь интерес к сиэтлекой музыке и своей
фирме. После выхода демонстрационной записи Курт размно- жил ее и разослал
всем независимым звукозаписывающим фирмам, какие он только знал. Всего он
послал около два- дцати кассет, каждая из которых сопровождалась письмом
и <маленьким подарком> вроде использованного презервати- ва,
наполненного пластмассовыми муравьями. Однако никто не откликнулся. Курт не
послал кассету в Sub Pop, потому что едва ли догадывался о ее существовании.
Поуниман по- звонил Курту сам и договорился о встрече, которая
прошла вполне успешно, если не считать того, что Крис был в стель- ку
пьян. Так или иначе, но Поуниману удалось донести до участников группы
главное: он хотел бы выпустить сингл НИРВАНЫ. К этому времени Дейл Кровер
уехал в Сан-Франциско вместе с Баззом Осборном, а Курту порекомендовал
вместо себя Дейва Фостера из того же Абердина. Уже с самого на- чала Крис
и Курт знали, что вряд ли смогут долго терпеть Фостера, совершенно чуждого им
по духу, однако все про- изошло гораздо быстрее, чем они предполагали.
Отыграв с НИРВАНОЙ всего один концерт, Фостер угодил в тюрьму за то, что
избил хахаля своей подружки, который на беду ока- зался сыном мэра соседнего
Космополиса. Однако двое ос- новных участников НИРВАНЫ об этом нимало не
жалели. <Это был совершенно нормальный парень, - рассказы- вал Крис. -
Мне кажется, он нас боялся. Он нервничал и по- этому не мог попасть в ритм. И
потом, он происходил из прочной семьи>, - улыбаясь, добавлял он. Новым
ударником НИРВАНЫ стал Чед Ченнинг, кото- рого Курт характеризовал как
<одного из самых приятных людей, с кем мне когда-либо доводилось
общаться>. Чед Ченнинг родился 31 января 1967 года в Санта-Роза,
Кали- форния. Его отец, Уэйн, работал ди-джеем на радио и посто- янно
колесил по всей стране. Чед рассказывал: <Нашим лозунгом был: <Через
полго- да - в дорогу>. Поэтому обо всех друзьях, что у меня были,
я знал лишь одно - они временные. Все было временным. Это казалось
довольно диким. Ты не общаешься с людьми толь- ко потому, что тебе просто
незачем заводить друзей, так как ты скоро уезжаешь>. Чед хотел стать
профессиональным игроком в амери- канский футбол, но в возрасте тринадцати
лет он сломал бедренную кость. Потребовалась операция и семь лет
реаби- литационных процедур. К этому времени он уже заинтере- совался
музыкой и пробовал играть на ударных, гитаре и других
инструментах. Подобно Курту, Чед бросил школу на последнем году обучения,
поскольку из-за болезни он был просто не в со- стоянии наверстать упущенное.
К тому же он мечтал стать музыкантом и не видел особого смысла в получении
дипло- ма. К моменту встречи с Куртом и Крисом он работал пова- ром в
рыбном ресторанчике на Бейнбридж Айленд, а вече- рами курил <траву>,
пил вино и потреблял местную <кисло- ту>, считавшуюся особенно
сильной. Курт и Крис репетировали в подвале дома Криса, обло- жив его
изнутри старыми матрасами, коробками из-под яиц и отходами пиломатериалов,
позаимствованными на бли- жайшей стройке. Однако все равно музыка снаружи
звучала очень громко, и соседи постоянно жаловались, поэтому они не могли
репетировать допоздна. Зато у Чеда была велико- лепная фиберглассовая ударная
установка с потрясающим звуком. 11 июня 1988 года группа записала свой
первый сингл <Love Buzz>. Возможно, Курт не сразу остановил свой
вы- бор на этой обработке известной мелодии, однако, так или иначе, он
оказался удачным. Эта легкая для восприятия вещь стала впоследствии
беспроигрышным номером любых выступлений группы, одинаково любимым как
Куртом, так и публикой. Было решено не использовать старую запись,
а сделать новую. К тому же Курт находился в то время под влиянием
примитивного гаражного рока в духе SONICS, ле- гендарной северо-западной
группы начала 60-х, и MUD- HONEY. Пусть и написанная не им, эта вещь была
вполне в русле того направления, в котором собирался
двигаться Курт. Sub Pop не подписывала контрактов с группами, кото- рые
собиралась записывать. Поуниман просто сказал, что ему понравилась обработка
<Love Buzz>, которую сделала НИРВАНА, и не хотели бы они сделать сингл.
Запись про- должалась пять часов, в результате чего были записаны
не- сколько вещей, включая <Love Buzz>, новую версию
<Spank Thru>, а также <Big Cheese> и <Blandest>. Именно эта
по- следняя песня, примечательная разве что плантоподобным фальцетом Курта
в финале, должна была быть на обратной стороне пластинки, однако Эндино
убедил Курта заменить ее на <Big Cheese>. Курт вспоминал, что <Love
Buzz> пока- залась ему слишком легковесной. Возможно, дело было в том,
что Чед еще не набил как следует руку. <Я думаю, это самая слабая наша
запись>, - считал Курт. Сингл вышел в ноябре 1988 года тиражом в тысячу
эк- земпляров. Как и многие другие ограниченные выпуски Sub Pop, он был
быстро распродан и превратился в коллекцион- ную редкость. <Это оказалось
очень эффективной рекламой для группы, - вспоминал Пэвитт. - И я совсем об
этом не жалею>. В <Love Buzz> уже присутствуют все элементы
класси- ческой НИРВАНЫ: смесь пассивности и агрессивности, грязные,
сыплющиеся, как град, ударные и Вопль. Своим медленным, нетвердым ритмом и
ужасным, лающим вока- лом <Big Cheese> говорит о немалом влиянии THE
MELVINS. А под <большой шишкой> имеется в виду не кто иной,
как Джонатан Поуниман. Хотя это и не лучший образец песенного
творчества Курта, здесь присутствует типичный для него прием
транс- формации своей личной ситуации в универсальную. В самом деле, кому
понравится, когда им помыкают?
|